Второй концерт «Arena Moscow Night. Наш джаз» объединил джазовые стандарты и авторские композиции
Второй отборочный этап проекта «Arena Moscow Night. Наш джаз», организованного Национальным фондом поддержки правообладателей (НФПП), состоялся 30 мая 2020 года в онлайн-формате.
Каждый из трех коллективов-конкурсантов исполнял по два номера на свой выбор и по одному каверу на известную мелодию. Из-за дистанционного характера мероприятия участники, в отличие от первого отборочного этапа, оказались лишены возможности вытаскивать «билеты» с музыкальными заданиями. Однако тема конкурса «Вечнозеленые джазовые стандарты» обязывала их обращаться к известным музыкальным темам в любом случае.
Ведущими второго этапа были журналист Михаил Митропольский, актер Максим Линников и певица Анна Бутурлина. Последняя также присоединилась к работе жюри: выступления конкурсантов оценивали пианист, народный артист России Даниил Крамер и продюсер компании «Русское кино» Мария Панкратова.
Первые участники конкурса – московская группа Shoo – начали с домашней заготовки: песни «Мурашки». Из всех коллективов, соревновавшихся во втором этапе, эта команда была самой многочисленной. Помимо гитары, баса, барабанов и клавишных, Shoo использовали флейту. Вторая исполненная группой композиция тоже оказалась авторской и называлась «Там, за морем». Из джазовых стандартов музыкантам Shoo досталась песня из репертуара легендарной джаз- и соул-певицы Нины Симон «Funkier Than a Mosquito’s Tweeter».
Михаил Митропольский отметил, что, судя по исполняемой музыке, группа Shoo пребывает в мультикультурном пространстве, а это очень важно в контексте темы конкурса. Ведь первые джазовые стандарты рождались из популярных мелодий – например, из бродвейских мюзиклов и голливудских фильмов. Анна Бутурлина призналась, что ей не хватило в сете группы русского интонирования и сердечности.
Даниил Крамер сказал, что при определенных условиях группа Shoo может быть перспективной, но в контексте конкурса «Arena Moscow Night. Наш джаз» есть ряд замечаний.
– Мне не хватило богатства и фантазии в гармонизациях, – констатировал Даниил Крамер. – Слушая эти песни, я не понимал, как их оценивать. На мой взгляд, к джазу имела отношение лишь композиция Нины Симон. В остальном драйв у группы был эстрадным, на сильных долях. Могу отметить чистую интонацию и образность в подаче вокалистки. Но я бы посоветовал группе приобрести качество непредсказуемости. А так Shoo мне понравились, поэтому я и высказал им столько замечаний о том, как можно улучшить результат.
Зато в полном восторге от сета Shoo осталась Мария Панкратова.
– «Мурашки» меня зомбировали, – призналась она. – В какой-то момент я даже стала пританцовывать. Группа оригинальная, я услышала элементы этники. Вокалистка поет очень здорово!
Квинтет Константина Власенко представил во всех отношениях интерактивный состав, поскольку с половиной музыкантов из команды ее лидер до сих пор ни разу не пересекался в реальном мире. Первым делом коллектив сыграл песню Майлза Дэвиса «Four». Далее квинтет представил очень интересную интерпретацию «Desafinado» Антонио Карлоса Жобима, органично вплетя в нее инструментальную тему из песни «Как много девушек хороших». Таким образом, музыканты перекинули мостик к первому этапу «Arena Moscow Night. Наш джаз», посвященному юбилею композитора Исаака Дунаевского. В качестве финального аккорда своего сета Константин Власенко спел «Летний дождь» Игоря Талькова на английском языке.
Квартет Карена Григоряна, в свою очередь, представил чисто инструментальную музыку. Из авторских произведений музыканты сыграли «Круиз по Севану» и «Самбу». В качестве джазового стандарта квартет выбрал «Tea For Too» Винсента Юманса. За интерпретацию этой мелодии Михаил Митропольский отдельно поблагодарил коллектив, заметив, что ее использовали очень многие именитые музыканты – вплоть до Дмитрия Шостаковича в балете «Золотой век».
По итогам концерта Анна Бутурлина заметила, что наконец-то услышала живую музыку, без которой успела «одичать».
– Слушая Квартет Карена Григоряна, я как будто очутилась в добротном джаз-клубе! Но я выбираю Shoo за четкое следование правилам конкурса и наличие собственного лица.
Даниил Крамер отметил профессионализм Квинтета Константина Власенко, однако укорил и этот ансамбль, и Квартет Карена Григоряна в недостатке динамики и «изюминки».
– В любой импровизации должны быть «точки внимания», которые можно условно назвать сбивками или риффами, – пояснил Даниил Крамер. – В остальном – все хорошо. Если у нас околоджазовый конкурс, я отдаю предпочтение группе Shoo за присутствие собственного лица. Однако на данный момент Квинтет Константина Власенко мне кажется более перспективным.
Подводя итоги, члены жюри решили вывести Shoo в полуфинал на условии, что в следующем туре музыканты обязательно учтут все высказанные рекомендации, в частности замечания Даниила Крамера. В качестве исключения судьи пригласили в полуфинал и Квинтет Константина Власенко.
Серия полуфиналов «Arena Moscow Night. Наш джаз» состоится в ближайшие месяцы – после пяти отборочных этапов. Победители проекта будут определены в конце года по итогам голосования жюри. Им вручат денежные призы, а кроме того они получат уникальную возможность выступать на крупнейших джазовых площадках и участвовать в международных фестивалях.
Партнеры проекта – портал «Культура.РФ», социальная сеть «Одноклассники», TimeOut.ru, кафе «Март», кинокомпания «Русское кино» и информационное агентство InterMedia.